< Назад

Искусство решения любой задачи: метод «Пять почему»

Поделиться в соцсетях

Метод «Пять почему» — инструмент корневого анализа причин, разработанный японским инженером Тайитиро Тоёта, основателем Toyota Industries. 

Суть метода
Идея заключается в последовательном ответе на вопрос «Почему?». Необходимо задавать этот вопрос 5 раз или до тех пор, пока не получите результат. Вместе с тем, японцы отмечают, что если отвечать на вопрос осознанно, хватит и 3 раз.  

Данный метод помогает найти истинный источник проблемы.

Как работает: в теории

  1. Начните с формулировки проблемы, с которой вы столкнулись. Например, падение продаж.
  2. Спросите себя, почему эта проблема возникла. Это первое «почему», первый уровень причинности.
  3. Продолжайте отвечать на этот вопрос, углубляясь в причины.
  4. Когда вы зададите достаточное количество «почему», вы обнаружите истинную причину проблемы.

Как работает: на практике

Разберем на примере все той же проблемы — падение продаж.

  1. Вопрос: почему у нас упали продажи?
    Ответ: клиенты перестали у нас покупать.

  2. Вопрос: почему клиенты перестали покупать у нас?
    Ответ: наши товары перестали быть привлекательными

  3. Вопрос: почему наши товары перестали быть привлекательными?
    Ответ: мы не следим за последними тенденциями.

  4. Вопрос: почему мы не следим за последними тенденциями?
    Ответ: мы не проводим исследования рынка.

  5. Вопрос: почему не проводим исследования рынка?
    Ответ: мы увлеклись системой продаж и забыли об адаптации продукта под потребности потребителя.

Использование метода «Пять почему» помогает выявить истинные источники проблемы, а не только поверхностные проявления. Это позволяет разработать более эффективные и долгосрочные стратегии исправления ситуации.

Подпишись на новости и статьи

Раз в неделю присылаем статьи о бизнесе, 54-ФЗ и новости

aQsi 5Ф

Универсальный смарт-терминал «3 в 1»

  • Онлайн-касса
  • Сканер штрихкода
  • Приём банковских карт
Специальная цена

* Специальная цена на терминал aQsi 5Ф действует для предприятий малого и среднего бизнеса.