Метод «Пять почему» — инструмент корневого анализа причин, разработанный японским инженером Тайитиро Тоёта, основателем Toyota Industries.
Суть метода
Идея заключается в последовательном ответе на вопрос «Почему?». Необходимо задавать этот вопрос 5 раз или до тех пор, пока не получите результат. Вместе с тем, японцы отмечают, что если отвечать на вопрос осознанно, хватит и 3 раз.
Данный метод помогает найти истинный источник проблемы.
Как работает: в теории
- Начните с формулировки проблемы, с которой вы столкнулись. Например, падение продаж.
- Спросите себя, почему эта проблема возникла. Это первое «почему», первый уровень причинности.
- Продолжайте отвечать на этот вопрос, углубляясь в причины.
- Когда вы зададите достаточное количество «почему», вы обнаружите истинную причину проблемы.
Как работает: на практике
Разберем на примере все той же проблемы — падение продаж.
- Вопрос: почему у нас упали продажи?
Ответ: клиенты перестали у нас покупать.
- Вопрос: почему клиенты перестали покупать у нас?
Ответ: наши товары перестали быть привлекательными
- Вопрос: почему наши товары перестали быть привлекательными?
Ответ: мы не следим за последними тенденциями.
- Вопрос: почему мы не следим за последними тенденциями?
Ответ: мы не проводим исследования рынка.
- Вопрос: почему не проводим исследования рынка?
Ответ: мы увлеклись системой продаж и забыли об адаптации продукта под потребности потребителя.
Использование метода «Пять почему» помогает выявить истинные источники проблемы, а не только поверхностные проявления. Это позволяет разработать более эффективные и долгосрочные стратегии исправления ситуации.
Подпишись на новости и статьи
Раз в неделю присылаем статьи о бизнесе, 54-ФЗ и новости
Спасибо, что подписались на нашу рассылку
Упс, что-то пошло не так...