При совершении покупок мы часто сосредотачиваемся на выборе товара, его цене и качестве, но, к сожалению, забываем о своих правах как покупателя. Вместе с тем, существует ряд важных прав, которые предоставляются каждому потребителю Ознакомившись с ними, вы сможете быть более информированным и уверенным покупателем, способным защитить свои права в случае необходимости.
- Вернуть товар, если он оказался просроченным
По общему правилу продукты питания возврату не подлежат. Однако в некоторых случаях нарушений со стороны продавца, покупатель все же может вернуть товар. Так, это касается продуктов с истекшим сроком годности.
Если после оплаты вы заметили, что товар с истекшим сроком годности, вы имеете право вернуть его в магазин и потребовать возврат денежных средств. Желательно обращаться в день покупки. Для возврата денежных средств вам нужен приобретенный продукт, удостоверяющий личность документ и чек, если он сохранился.
- Не оставлять личные вещи в камере хранения.
Камеры хранения в супермаркетах установлены, в первую очередь, для удобства покупателей, а не для защиты магазина от кражи. Именно поэтому просьба оставить вещи в специальных ячейках носит рекомендательный характер, а отказ от этого не может стать поводом для подозрений или обвинений.
- Попробовать товар до оплаты.
Право собственности возникает с момента передачи товара продавцом покупателю, то есть после фактической оплаты (п.1 ст. 223 ГК). Однако съесть товар до оплаты можно, если вы выражаете твердое намерение его приобрести. Для этого необходимо сохранить упаковку, предъявить ее на кассе и оплатить покупку в полном объеме.
В случае попытки покинуть торговый зал, не оплатив «покупку», наступает административная ответственность (до 2500 рублей, далее — уголовная).
- Платить за товар по цене, указанной в торговом зале
Зачастую продавец пытается объяснить расхождение реальной и указанной на ценнике стоимости прошедшей акцией, устаревшими ценниками или ошибкой. При этом чаще всего ожидается, что покупатель оплатит сумму, указанную на кассе.
«Закон о защите прав потребителей» предостерег покупателей от таких ситуаций. Согласно ему, оплачивать необходимо ту стоимость, которая была указана на ценнике в торговом зале, так как цена является обязательной информацией о товаре (п.2 ст.10).
P.S. Если несоответствие цены было замечено уже после оплаты, покупатель вправе потребовать возврат переплаченной суммы.
- Вернуть деньги за «случайный» товар в чеке
При больших покупках и высокой конечной стоимости не каждый покупатель внимательно проверяет позиции в чеке. Из-за этого иногда возникают неточности: либо добавляется ненужный товар, либо число одинаковых единиц увеличивается.
При возникновении подобной ситуации покупатель вправе потребовать возврат средств за товар, который не был приобретен. Как правило, магазины идут навстречу и возвращают деньги. Однако если мирное решение не найдено, следует написать жалобу руководству или обратиться в Роспотребнадзор.
- Фотографировать что-либо в магазине.
В некоторых случаях администрация магазина запрещает съемку в торговом зале. Но такое ограничение в законе не отражено. Напротив, гражданин может получать и распространять информацию любым способом, не противоречащим законодательству (например, государственная или коммерческая тайна).
- Отказаться от осмотра личных вещей.
Проводить досмотр покупателя и его личных вещей имеют право сотрудники полиции, но никак не охрана магазина. Вопрос о необходимости досмотра возникает только при наличии весомых подозрений (например, если сработала защитная система или камеры зафиксировали кражу).
Обратите внимание! Охранник не может проводить досмотр, однако он может задержать покупателя до приезда полиции.
Подпишись на новости и статьи
Раз в неделю присылаем статьи о бизнесе, 54-ФЗ и новости
Спасибо, что подписались на нашу рассылку
Упс, что-то пошло не так...